03 июля 2023

Сложные моменты кадрового учета

Оглавление

Что важнее всего во внутренней деятельности компании? Большинство первым делом называет бухгалтерские задачи, и никто не вспоминает про кадровый учёт… А ведь бизнес начинается не с бухгалтерии, а именно с кадров. Чтобы бухгалтер начал работать, его нужно нанять!

Процесс найма и дальнейшее взаимодействие с каждым сотрудником сопровождается объёмным пакетом документов. Большинство из них связано с выполнением требований Трудового кодекса РФ, поэтому нарушение правил ведения кадрового учёта – существенная проблема для компании.

Нельзя недооценивать важность кадрового учёта

Кадровый учёт (кадровое делопроизводство) – это систематический процесс сбора, организации, хранения и анализа информации о сотрудниках компании. Эти данные используются как внутри компании, так и для внешнего контроля со стороны проверяющих органов.

Организованная система кадрового учёта необходима для:

  • соблюдения законодательства в сфере труда;
  • управления персоналом;
  • расчёта зарплат, социальных выплат;
  • учёта рабочего времени и отпусков;
  • анализа производительности;
  • финансового планирования;
  • стратегического планирования.
Создание и хранение документов кадрового учёта – это обязанность всех юридических лиц и ИП, имеющих сотрудников. Кадровую документацию проверяют сразу несколько госструктур: СФР, Роскомнадзор и Государственная инспекция труда.

Виды задач кадрового учёта

  • Хранение персональных данных. Ведение и безопасное хранение анкет с личной информацией о каждом сотруднике: ФИО, контактные и паспортные данные, образование, опыт работы и другие сведения.
  • Заключение и ведение трудовых договоров. Составление и хранение трудовых договоров с каждым сотрудником, фиксация изменений первоначальных условий договоров.
  • Сопровождение рабочей деятельности. Контроль рабочего времени каждого сотрудника (рабочий график, отгулы, отпуска, командировки, больничные листы и другие формы отсутствия), составление и хранение всех приказов, затрагивающих интересы сотрудников.
  • Контроль заработной платы и других выплат. Обработка данных, необходимых для расчёта зарплаты и налогов, социальных выплат, премий и вознаграждений, пособий и компенсаций. Хранение документов, подтверждающих обоснованность этих выплат и факт выплат.
  • Расторжение трудовых договоров. Составление и хранение документов о прекращении трудовых отношений с сотрудниками, сообщающих причину и подтверждающих законность расторжения договоров.
  • Контроль за соблюдением прав сотрудников. Составление и хранение документов, подтверждающих выполнение работодателем обязательств, связанных с охраной труда и другими требованиями законодательства.
  • Сбор статистики и систематизация данных. Ведение журналов учёта по сотрудникам и поступающей документации, создание отчётов, обеспечение доступа к документам, выдача справок и выписок сотрудникам.
Воспользуйтесь услугами комплексного ведения бухгалтерского и налогового учёта от СберРешений

В чём сложность ведения кадрового учёта

Для этого нужны ресурсы! Организация системы кадрового учёта – это не одна из функций бухгалтерии, а отдельное направление, которым занимается специалист по кадрам. Если нет возможности нанять такого сотрудника, то задачи кадрового учёта распределяются между руководителями, менеджерами, hr-специалистами и бухгалтерами. В этом случае важно чётко определить зоны ответственности.

Сколько ресурсов потребуется на ведение кадрового учёта, зависит от:

  • размера и структуры компании;
  • сферы деятельности компании;
  • разнообразия сотрудников и условий их работы;
  • темпов изменения состава персонала;
  • стабильности рабочих процессов в компании;
  • вида ПО, которое используется оптимизации учёта;
  • необходимости интеграции с другим ПО.

Обязательные кадровые документы в компании

Даже если в компании только один сотрудник, необходимо подготовить объёмный пакет документов:

  • трудовой договор;
  • подписанное сотрудником соглашение о персональных данных;
  • штатное расписание;
  • табель учёта рабочего времени;
  • график отпусков;
  • локальные нормативные акты (положение о персональных данных, положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка и пр.);
  • журнал регистрации документов.

Личные карточки Т-2 больше не являются обязательным документом. Только если это принято у работодателя. В личной карточке сотрудника хранятся сведения о сотруднике: ФИО, номера ИНН и СНИЛС, сведения об образовании и профессии, отпусках, социальных льготах и почётных званиях. Обычно используется типовая форма Т-2, но по желанию работодателя она может изменяться. Копии любых персональных документов добавляются в личное дело только с письменного разрешения сотрудника!

Также в процессе взаимоотношений с сотрудником в его личное дело могут добавляться:

  • приказы об отпусках, командировках, переводах на новую должность и увольнении;
  • приказы о переработках, выплате пособий, выходе в отпуск по уходу за ребёнком, о материальной помощи, премиях и подарках;
  • дополнительные соглашения к договору, фиксирующие все изменения первоначальных условий.
Работодатель сам определяет перечень документов, которые входят в личные дела работников.

В зависимости от сферы деятельности компании, занимаемой должности и социального статуса сотрудника могут потребоваться дополнительные документы:

  • документы воинского учёта – для всех военнообязанных сотрудников;
  • копии дипломов, сертификатов и удостоверений – для сотрудников на должности, требующей квалификации;
  • медицинские книжки и справки о прохождении регулярных осмотров – для сотрудников, работающих с продуктами питания, с детьми и в сфере коммунального и бытового обслуживания;
  • справки об отсутствии судимости – для всех сотрудников, работающих с несовершеннолетними;
  • журнал проведения инструктажа по охране труда и технике безопасности с отметками о первичном и периодическом (раз в 6 месяцев) инструктаже;
  • журнал проведения особых видов инструктажа для сотрудников, задействованных в производственной деятельности (в зависимости от специфики деятельности компании).
Нюансов кадрового документооборота множество. И не все они связаны с подготовкой документов. В кадровую работу также входит передача данных о сотрудниках в соответствующие органы. Например, при приёме на работу иностранного гражданина, надо уведомить территориальный орган МВД, бывшего госслужащего – последнее место его службы, военнообязанного – военный комиссариат.

Пять распространённых проблем, связанных с ведением кадрового учета в компании

  1. Недостаточная квалификация кадрового специалиста. Специалист по кадрам или заменяющий его сотрудник может легко справляться с типовыми задачами, но не иметь навыков организации больших объёмов данных или не знать особенностей кадрового учёта в сложных ситуациях.
  2. Отсутствие контроля за изменениями. Кадровый учёт должен соответствовать требованиям законодательства, которые регулярно редактируются и меняются. Специалист по кадрам должен постоянно отслеживать изменения и тут же внедрять их, а не следовать устаревшим инструкциям.
  3. Ошибки в данных. Неправильно введённая или неполная информация о сотрудниках может привести к неточностям с расчётом зарплаты, налогов или социальных выплат – серьёзным нарушениям, которые караются штрафами.
  4. Несвоевременность подготовки документов. Даже в небольшой компании, где изменения в кадрах – это событие, нельзя выполнять всю кадровую работу раз в квартал (или год). Изменения должны фиксироваться по факту, а не в удобное время задним числом.
  5. Неорганизованный доступ. Проблема может быть в общедоступности документов, нарушающей условия конфиденциальности, или, наоборот, в сложном доступе к ним (когда никто не знает, где искать нужную информацию).

Как избежать ошибок в кадровом учёте

  • Автоматизировать систему учёта. Сегодня на рынке есть много программ, которые облегчают хранение и обработку информации о сотрудниках. Они также помогают избежать случайных ошибок, присылают уведомления о необходимых действиях, самостоятельно генерируют документы и отчёты.
  • Регулярно отправлять кадровый персонал на обучение. Тренинги и семинары по теме кадрового учёта помогут повысить их компетентность и снизить риск нарушений.
  • Усилить контроль за работой отдела кадров. Чёткие должностные инструкции помогут унифицировать процессы, а система двойной проверки данных снизит вероятность ошибок.
  • Периодически заказывать внешний аудит кадрового документооборота. Если штатные сотрудники в целом соблюдают необходимые принципы кадрового учёта, но периодически допускают ошибки, можно обратиться к внешним экспертам, специализирующимся на трудовом законодательстве. Они проверят правильность ведения учёта, выявят уязвимости и дадут рекомендации по улучшению кадрового документооборота.
  • Передать кадровый учет на аутсорсинг. Если у организации нет ресурсов для качественного учёта кадров, то стоит передать эту задачу сторонней компании, специалисты которой обладают профессиональным опытом и высокой экспертизой в данной области. Такое решение снимет с руководства непрофильные задачи и позволит сосредоточиться на основной деятельности.
Оставить заявку

Размер компании